Странные Икарусы с надписью MÁVAUT

22.10.2018

В 1960-х годах двадцатого века благодаря небольшому, по современным Европейским меркам предприятию MÁVAUT (Béke tér, Szabolcs utca, Andor utca) на свет появилось несколько оригинальных версий серийных на тот момент автобусов Икарус, фотографии которых периодически всплывали, как «нечто» из далёкого прошлого. На самом деле MÁVAUT занимался тем, что сегодня мы назвали бы кастомизацией транспортных средств, когда берётся готовая модель и подвергается разного рода усовершенствованиям, зачастую меняющим эту модель до неузнаваемости.

На самом деле, эксперименты с сочленёнными моделями и автобусами с прицепом проходили задолго до массовой модели 180

Примечательно, что сочлененная версия Икаруса-620, способная принять на борт до 120 человек, создавалась не с целью разгрузить остановки в час пик, но для демонстрации возможностей предприятия и потенциала модели, а также, для выполнения специальных задач по перевозки больших групп рабочих, а иногда, даже туристов.

Для проведения обзорных туристических групп требовались автобусы, позволяющие с легкостью поместится нескольким десяткам человек, неспешно передвигаться по городу, и…. выглядеть настолько причудливо, насколько могла себе это позволить дизайнерская мысль того времени. В данном контексте стоит вспомнить про два автобуса с практически открытым верхом, предназначенные, как раз для таких панорамных экскурсий. Оба экземпляра были созданы на основе узлов и агрегатов модели 620.

Первый представлял собой автопоезд, сцепленный из нескольких вагончиков, который предназначался, в основном, для поездок на озеро Балатон и по нескольким крупным историческим районам Будапешта. Транспортное средство из тягача и двух вагончиков могло перевозить до 56 шесть человек. Кстати, подобные идеи встречались и в Советском Союзе, когда для обслуживания Рижского зоопарка был придуман автопоезд РАФ 980 на базе микроавтобуса РАФ-977 (Есть сведения о подобном варианте микроавтобуса Раф-10).

Чуть больше похожий на автобус, ещё один панорамный автобус, был создан на основе модели Икарус-31. Заказчиком данного экземпляра стала компания IBUSZ, организовавшая на нём ни одну сотню туристических поездок, в которых, защищённые от Солнца лёгкой крышей иностранные туристы фотографировали прекрасные пейзажи Балатонской возвышенности.

На фоне необычного дизайна в целом, обращают на себя внимания фары, выполненные в стиле реактивных сопел!

Уже в XXI веке экземпляр этой экспериментальной машины был полностью восстановлен, и доступен для фотографирования и поездок на многих Венгерских мероприятиях.

Идея строить автобусы-кабриолеты для экскурсий по Будапешту не исчезала, судя по всему, никогда.
Достаточно вспомнить ранние Икарус-620

Икарус-311

Кабриолет 1972 года на основе Икаруса-250

Действующий Икарус-250

Сочинский кабриолет «ручной работы» из Икаруса-255

И розовый Икарус-256, который в прошлом году сфотографировал специально для нас Вячеслав Охапкин.

Будапешт, Май 2017 г.

Однако MÁVAUT создавал на основе Икарусов не только кабриолеты или ландо. Семейство 556-180 также позволяло разгуляться воображению дизайнеров и создать два очень заметных проекта: отель на основе Икаруса-180 и двухэтажный автобус, фото которого до сих пор вызывают много вопросов у любителей марки.

По заказу KPM Automotive Directorate, в середине шестидесятых MÁVAUT построил экспериментальный отель Bust, оборудованный спальными номерами 12 человек, душем и мини-баром.

Автобус был представлен широкой публике осенью 1967 года, однако, по неизвестным причинам спустя полтора года проект был полностью закрыт.

Вероятно, мечты о собственном автобусе-доме, автобусе-отеле, не давали покоя Венгерским дизайнерам, равно как и Американские Грейхаунды

Кроме того, по заказу концерна IBUSZ было построено два варианта модели немногочисленной модели Икарус-557 с панорамными окнами на крыше (окна крыши имели возможность зашториваться с помощью механизмов, похожих на крутящиеся шторы автобусов Икарус-250), с салоном на 49 человек, с магнитофоном и шестью салонными динамиками.

Сидения автобусов Икарус с панорамными стёклами в крыше, как правило, были спаренными, с высокой спинкой.

Однако самой оригинальной разработкой MÁVAUT стал двухэтажный автобус, созданный из двух автобусов Икарус-556.

Два автобуса модели 556 были доставлены на сборочную площадку MÁVAUT осенью 1968 года. Задача ставилась и простая, и сложная: создать из двух автобусов один двухэтажный, в буквальном смысле, установив одну часть поверх другой.
Решение данной головоломки вызвало множество дискуссий у инженеров, до этого момента не имевших опыта в проектировании двухэтажных автобусов.

Проектирование началось, разумеется, не без оглядки на Лондонский Routemaster, хотя получившийся в итоге Икарус выглядел более современно и компактно, по сравнению с помпезным Английским вариантом. Из соображений прочности нижней палубы, было решено отказаться от средней двери, ограничившись передними и задними дверьми стандартного типа. Лестница на второй этаж, как и у Лондонского коллеги, располагалась в задней части автобуса.
Двухэтажный Икарус-556 MÁVAUT получился довольно рослой машиной (4,8 метра в высоту) при сравнительно большой высоте салона на обоих этажах. Разумеется, на втором этаже стоять было нельзя, однако количество мест для сидения должно было компенсировать этот, распространённый на всех двухэтажниках недостаток (28 и 36 на втором этаже, расположенных, кстати, по периметру салона спинками к стенам, как вагонах метро).

Силовой агрегат двухэтажного автобуса, потяжелевшего до 12 тонн снаряжённой массы остался тем же дизельным двигателем D-619 JAFI производства Csepel, мощностью 169 л.с., отрицательно зарекомендовавшем себя на неудавшейся междугородней модели Икарус-557.

Вскоре автобус поступил на городской маршрут в тестовом статусе, удивляя пассажиров и постепенно становясь местной достопримечательностью.

Автобус отличали яркие рекламные наклейки на бортах второго этажа, и конечно же, логотип компании Volán прямо над передней дверью.

Сразу же сказались ограничения по высоте в 4,25 м, в которые подросший Икарус-556 просто не мог вписаться физически. Не только мосты, но многочисленные троллейбусные и трамвайные электрические сети изначально ограничили маршрутные возможности двухэтажника.

В конце концов, в 1969 году, автобус отправили на работу в город Печ, в основном на 20 и 28 маршрутах.

Инфраструктура пассажирских перевозок не была расчитана на столь высокую машину

Дальнейшая судьба автобуса не менее интересна.
Автобус проработал в г. Печ до 1976 года, после чего был списан, и долгое время просто стоял на месте, постепенно разрушаясь. Однако, спустя несколько лет автобус снова заметили, и, после лёгкого косметического восстановления, двухэтажный Икарус отправился на вулканический курорт озера Балатон. Спустя какое-то время, двухэтажному Икарусу вынесли, казалось бы, безнадёжный вердикт: отправить на металло-перерабатывающую фабрику Cegléd, считавшуюся тогда кладбищем автобусов, где двухэтажный Икарус и был….. нет, нет, не распилен, как большинство попавших в Cegléd автобусов, а приобретён сначала местным историческим обществом, а затем начала переходить из рук в руки коллекционеров, которые, по разным причинам не смогли осилить проект восстановления.

Естественно, с течением времени, состояние автобуса не улучшалось, как и не прекращались попытки собрать средства для его восстановления.

По состоянию на 2012-й год генеральный директор Венгерской компании Pannon Volán заявил о намерении выкупить и восстановить уникальный Икарус. Изначально переговоры с собственником Икаруса зашли в тупик, однако позже, сотрудникам Pannon Volán совместно с представителями Scania, которые также согласились участвовать в проекте были достигнуты договорённости о транспортировке автобуса к «месту восстановления». Осенью 2010 года двухэтажный Икарус-556 снова поехал, правда, на эвакуаторе. По подсчётам специалистов, затраты на восстановление автобуса колеблется в пределах 70000 Евро.

Уникальный двухэтажный Икарус все ещё не теряет надежду на реставрацию

Руль от позднего Икаруса. И без зеркала нельзя, хотя бы одного.

Стоит отметить, что Икарус ещё несколько раз воплощался в двухэтажных образцах, среди которых уникальные автобусы системы PALT, один из последних полноценных двухэтажных автобусов EAG E99dd и Кубинские вариации под маркой Джирон.

Оригинальным проектом стал построенный на базе Икаруса-55 туристический автобус с панорамной крышей и изменённым дизайном, позже разобранный.

Черты 55-й модели всё ещё узнаются!

Концепт, опередивший время. При хорошей фантазии можно поразмышлять, как выглядел бы Икарус-55 при дальнейшем развитии!

Статья о поздних "поделках" MÁVAUT скоро появится в ленте группы и здесь, на нашем уютном сайте.

При использзовании ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.