Икарус-557: короткий маршрут туриста

04.10.2018

Икарус – 55 производился на протяжении достаточно долгого времени (1954-1973), и на какой-то период стал единственной междугородней версией в каталоге продукции Икаруса. При всех технических плюсах, которыми Икарус-55 (популярное прозвище «Сигара» бытовало только в СССР, в родных краях и некоторых странах восточной Европы этот автобус получил красиво звучащий никнейм «Faros») изначально радовал автобусные компании и автобусные предприятия СССР, его конструкция устарела уже к 1960-м годам. В те времена в моду входили концепции, предполагавшие большую поверхность боковых стекол и остекления в целом, прямые и ровные формы, без ярко выраженных хромированных украшений и плавных космических переходов. Продолжая оставаться надежной и удобной машиной, Икарус-55 с каждым днём всё меньше отвечал этим требованиям. Показатели экспорта этой модели постепенно снижались, а на самом Икарусе активно шли поиски новых технических и дизайнерских решений, что, в конечном счете, привело к разработке серии 200.

Однако в процессе производства предлагались и различные варианты модернизации уже существующей продукции. В данном посте мы не станем рассказывать об опытных единичных экземплярах, которые появлялись в виде экспериментальных концептов (см. эту статью). Предмет этого поста, модель, которая должна была постепенно стать альтернативной или даже заменить Икарус-55, которая, в итоге, осталась лишь воспоминанием о попытках сделать что-то до возникновения двухсотой серии.

Икарус 557, история модели

Икарус-557

На фото вы видите Икарус – 557, междугородный автобус, унифицированный с городской моделью Икарус – 556. Как видите, идея об унификации семейства зародилась ещё в то далёкое время, обозначив себя городской моделью 556, сочленённой моделью 180 и .... несостоявшимся 557 для междугородных поездок.

Икарус 557, история модели

Икарус-556

Икарус 557, история модели

Икарус-180

Первая серия Икарусов 557-й модели была собрана к 1963 (?) году, и состояла из 35 экземпляров. Автобусы оснастили тогда новейшим мотором D-619 JAFI производства Csepel мощностью целых 169 л.с. …. что, как ни странно, и сгубило проект.
Большинство построенных экземпляров снабжались одной распашной передней дверью, хотя встречаются упоминания о нескольких автобусах с добавленной дополнительной средней дверью, как на большинстве современных туристических автобусах.

Икарус 557, история модели

Икарус 557, история модели

В салоне могли с комфортом (по меркам тех лет) поместиться, в зависимости от задуманной версии и системы подсчётов от 34 до 50 человек. Оговорка про систему подсчётов не случайна, ибо на заре туристического автобусостроения междугородные автобусы нередко оснащались спаренными диванами вместо раздельных сидений (на первых экземплярах автобусов Лаз попытались применить такую же схему).

Икарус 557, история модели

Один из вариантов салона для экскурсионной версии автобуса

Хотя утверждение, что все автобусы оснащались спаренными диванами, было бы неверным. Скорее всего, варианты типов сидений предлагались, как опция, а не как единственно возможная версия. Известно, что Икарус-557 оснащался и раздельными креслами, аналогичными 55-й модели.

Икарус 557, история модели

На фото отчётливо видны раздельные кресла салона Икаруса-557

Рабочее место водителя также отличалось от рабочего места в Икарусе-55 с его романтичным дизайном. В панели приборов 557-го уже проявлялись черты будущего дизайна приборной панели всей серии 200, который позже станут называть «ранним».

Икарус 557, история модели

Когда мы говорим о количестве пассажирских мест, о таких опциях, как место отдыха водителей, гардероб и раздельные кресла, не стоит забывать, что речь идёт о Европейском (хоть и в Советском блоке) производстве, где принято было предлагать возможности для расширения набора всяких «полезностей» модели. Известно, что Икарус-557 предполагался, как классический туристический автобус,

Икарус 557, история модели

или как экскурсионный автобус.

Икарус 557, история модели

Обратите внимание, что именно экскурсионный вариант не имел такой характерной опции, как багажник на крыше (отсылка к американским наработкам). Возможно, необходимость в таком размещении багажа была вызвана практически полным отсутствием багажных отделений под полом (не считая заднего отсека в некоторых версиях), и главной проблемой модели 557 – двигателем под полом салона.

Икарус 557, история модели

Экскурсионные версии не имели багажника на крыше

Икарус 557, история модели

Кроме того, модели отличались между собой также присутствием фонаря над лобовым стеклом:

Икарус 557, история модели

Фонарь станет заметной чертой и ранних Икарусов серии 200

Или без фонаря с такой штукой, похожей на информационным табло:

Икарус 557, история модели

Или со странным информационным табло:

Икарус 557, история модели

Попались! Никакое это не табло, а жалюзи проветривателя! Почти такая же штука есть в 200-м семействе, только она красиво спрятана за передней решёткой:

Икарус 557, история модели

Открытые створки забора воздуха

Крыша модели с дополнительными стёклами выдавала в автобусе 60-е годы, хотя в целом автобус смотрелся элегантно и достаточно современно.

Икарус 557, история модели

Фирменные колпаки Икаруса смотрятся отлично на любой модели

На этом о хорошем можно закончить, и снова вспомнить об упоминавшемся выше двигателе от Csepel. Как выяснилось сразу после поступления Икаруса-557 в активную эксплуатацию, автобус был просто не в состоянии держаться в общем потоке уже в те, шестидесятые годы, из-за откровенно слабого по динамическим характеристикам двигателя.

Помимо слабого двигателя, еще одним крупным недостатком модели стала компоновка. Как вы можете заметить, практически на всех междугородных моделях автобусов двигатель расположен в заднем свесе (безумство по имени Лиаз-677в не в счёт!). Сделано это не только ради снижения уровня шума и вибраций в салоне, но и по исключительно простым мотивам: такое расположение предоставляло водителю, в случае необходимости, свободный доступ к мотору. У Икаруса-557 всё было по-другому.
Само расположение двигателя под полом салона, как у городской версии 556 вызвало массу нареканий со стороны водителей, которые жаловались на практическую невозможность починки двигателя в дорожных условиях в случае поломки.

Икарус 557, история модели

Вскоре Икарус-557 полностью изъяли из плана продаж, а автобусы вместо дорожных магистралей отправились на несколько государственных …. колхозов (на самом деле, в Венгрии бытовало понятие «государственная ферма»), где автобусы постепенно переделывались под использование для перевозки сельскохозяйственной продукции и рабочих.

Икарус 557, история модели

Безусловно, модель 557 имела возможности для дальнейшего усовершенствования, но, поскольку во второй половине 1960-х уже началась разработка новой концепции производства, исправлять промахи с Икарусом-557 никто не собирался.

Икарус 557, история модели

Несмотря на то, что Икарус-557 принял на себя ряд производственных промахов, опыт при его проектировании стал крайне важным и полезным при создании будущего флагмана, модели Икарус-250.

При использзовании ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.