Переполненные Икарусы: как это было в Советском Союзе

01.03.2020

Для одних это было совсем недавно, для других это время сохранилось лишь на картинках, третьи сами помнят, как управляли переполненными в час-пик городскими Икарусами. Широкие двери, трёхрядная планировка сидений и не самое большое количество автомобилей в частных руках (по сравнению с сегодняшним днём) делали Икарус незаменимым средством передвижения абсолютно для всех. Ещё в недалёком прошлом такая картина была обычным явлением в городах.

Фото - http://fotobus.msk.ru/photo/179776/?vid=151279

Заявленная вместимость «коротких» городских Икарусов моделей 556 и 260 составляла 98-100 человек, а сочленённые Икарусы гармошки могли принять на борт 150-170 пассажиров.
Брать штурмом подъезжающий к остановке автобус было естественным действием того времени.

Фото - https://car-day.ru/blog/43290776002/Kadryi-iz-avtomobilnoy-zhizni-SSSR?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru

Переполненные Икарусы для неподготовленного зрителя могли выглядеть достаточно пугающе, ибо нередко автобус сильно кренился на правую или на левую сторону. Иногда казалось, что гармошка длинных Икарусов вот-вот разорвётся, и прицеп останется позади тягача (чего в реальности быть не могло никогда).

Фото - http://vip.karelia.pro/Administratsiya-Petrozavodska--p11840107.html-sid=89370f544ca735bea57ccd798d8bb41e

И в одиночном, и в варианте «гармошки», в задней части салона у Икаруса находилась большая, и, зачастую, единственная накопительная площадка. Встать у задней стенки внутри салона было удачным решением, с хорошей обзорностью и меньшими шансами быть потревоженными входящими-выходящими пассажирами.

Фото - https://www.ejin.ru/foto-kartinki/sovok-foto-sdelany-v-sssr-1989-god.html

Стоит сказать, что среднее время входа-выхода в часы пик в случае с Икарусом было чуть выше, чем у современных автобусов из-за высокого пола, ступенек и поручня-разделителя в каждой двери. В поздних моделях поручня уже не было, но осадок в душе всё равно оставался из-за высоких ступенек. Зайти в Икарус в час-пик с тяжёлым грузом, велосипедом или санками было огромным испытанием. Чаще всего кто-нибудь из пассажиров помогал женщинам с детьми, пожилым людям или пассажирам с тростью или костылями.

Фото - https://www.youtube.com/watch?v=ntbvrT5uV8g

Внутри автобуса могло быть два различных сценария: с кондуктором и без кондуктора (ещё раньше - с кассой самообслуживания). В случае работы без кондукторов, пассажиры обязаны были пробивать билет в специальном устройстве для гашения билетов – компостере. Изобретённый польским экономистом ещё в 19 веке, компостер долгие годы являлся неотъемлемой частью интерьера всех городских автобусов СССР и России.

Фото - Ikarusbusclub.ru

Многие наши своременные читатели и подписчики уже не захватили компостеры, и могут не знать назначение этого устройства. Пробивая условные знаки контроля, компостер «гасил» проездной талон, а пассажир, таким образом, оплачивал проезд. На деле же пробить билет в переполненном автобусе оказывалось крайне проблематично. Кто-то просил передать, кто-то просто не пробивал, и, в итоге, ехал бесплатно. В любом случае пройтись по салону и проверить пробитые билеты, да и ещё сличить рисунок кода с кодом, настроенным на компостерах в автобусе, было бы подвигом. Часто в переполненных Икарусах было сложно дыхнуть, настолько плотно забивался автобус в часы-пик.

Фото - https://www.youtube.com/watch?v=ntbvrT5uV8g

Помимо традиционных аншлаговых поездок в часы-пик, когда люди спешили сначала на работу, а затем домой, после трудового дня, переполненные Икарусы часто встречались и на, так называемых, сезонных маршрутах. Во многих городах им придумывали свои названия, но, в основном, всё сводилось к "дачным", "огородным" и маршрутам «по кустам». С весны до осени, в Пятницу и в выходные дни, час-пик начинался там, на этих дачных маршрутах.

Фото - https://ok.ru/sssru/topic/70520410936656

В сети встречаются фото, когда пассажиры штурмуют Икарусы совсем не подходящей для часа-пик модели....

Фото - https://andy-777.livejournal.com/432798.html

....или едут в Икарусе совсем неподобающим образом, как на этом фото, сделанном когда-то в Армении.

Фото - http://old.armenia.im/7/17530623546789.html

Почти как на Кубе

Фото - https://www.cubanet.org/actualidad-destacados/sonaron-con-un-metro-en-la-habana/

Особенно захватывающим было зрелище на конечных остановках, когда к огромной толпе ожидающих пассажиров подъезжал ещё пустой автобус. Никаких очередей, как сейчас на маршрутки в больших городах, никаких «извините, проходите». Люди просто ломились в двери, нередко толкались и ругались. Искушение не просто втиснуться в автобус, но занять свободное сидение, что, по сути, являлось VIP вариантом, отодвигало вежливость на второй план. Хотя, разумеется, и уступали места старшим, и брали детей на колени, и выходили, чтобы выпустить, но вопрос кому стоять, кому ехать сидя, часто был причиной громкой и долгой ругани в автобусе.

Фото - https://www.disput.az/topic/1263009-%C2%AB%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82-%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%C2%BB/

Несмотря на все недостатки, Советские пассажиры жёлтых Икарусов не теряли позитивного настроя. Это был предсказуемый и надёжный путь, путь на работу, домой, на дачу, путь в будущее в удивительной стране. Все трудности, или, как бы сказали сейчас, весь дискомфорт, не казались тогда чем-то глобальным, поскольку люди знали, или думали, что знали, куда они едут, в прямом и переносном смысле, и даже не догадывались, что скоро этому миру жёлтых автобусов и красных флагов придёт конец.

Фото - https://bigpicture.ru/?p=229937

При использзовании материалов страницы, полном или частичном воспроизведении любыми способами, ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.