карусы для Японии: удивительный факт или красивый миф?

20.03.2021

География распространения автобусов марки Икарус по всему миру действительно впечатляет. Кроме Австралии и Антарктиды, Икарус, в той или иной степени, был представлен на всех остальных континентах и частях света. Притом, что СССР являлся крупнейшим заказчиком Икаруса, торговая экспансия марки расширялась практически на весь мир. Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, с огромным количеством стран и городов. Только посмотрите на эту карту распространения Икарусов по всему миру! Однажды мы уже публиковали её на стене нашего сообщества ВК, но эта карта, скорее всего, была замечена и оценена лишь специалистами, так как пост не сопровождался дополнительными комментариями. Сейчас мы предлагаем вам взглянуть на карту Икарусной всемирной экспансии ещё раз!

Карта распространения автобусов Икарус по всему миру

Карта распространения автобусов Икарус по всему миру

Чуть позже, в 1998 году, на своём, ещё существовавшем тогда официальном сайте, Икарус снова презентовал себя в качестве крупной международной производственной компании. На этой странице данные несколько отличались от представленной выше карты, тем более, что страны, которые присутствуют в этом списке, обычно никак не ассоциируются с Икарусами на улицах их городов! Взгляните сами:
- Мадагаскар;
- Бельгия;
- Швейцария;
- Франция; и.... Япония! Та самая страна восходящего солнца, где в суперсовременном Токио никак не ожидаешь встретить легендарный Венгерский автобус.

Статистика экспорта автобусов Икарус в страны мира

Скриншот страницы официального сайта Икаруса 1998-1999 годов

Внимательные подписчики нашей <>группы ВК неоднократно оставляли комментарии с вопросами об упоминании Японии в перечне стран, приводимых Икарусом. Неужели Икарус действительно когда-то ездил по улицам Токио или какого-нибудь другого города этой страны? К сожалению – нет, никогда!

Как же объяснить тогда упоминание пяти Икарусов, которые в множестве Венгерских источниках аффилируются с Японией?

Икарус-281 с правым рулём

Икарус-281, поставлявшиеся в Танзанию и Мозамбик

Дело в том, что в документах многих Европейских транснациональных корпораций, одной из которых в своё время являлся и Икарус, если заказчиком выступает определённая компания, а страна или пункт доставки не определён, то в качестве страны-получателя по умолчанию указывалась страна, где компания заказчик была зарегистрирована.

Так вышло и с «Японскими» Икарусами. В своё время концерн International Procurement and Service Corp. S.A. («IPS»), являясь дочерней компанией одного из крупных японских финансово-промышленных холдингов Mitsui Group, осуществила закупки в Европе производственных мощностей для компании Toyo Engineering Co., также входящей в состав Mitsui.

Логотипы Японских компаний, которые и стали заказчиками пяти Икарусов

Логотипы International Procurement and Service Corp. и Toyo Engineering

IPS отвечала за осуществление закупок, необходимых Toyo Engineering для собственного химического завода в городе Шведт (в то время – территория ГДР). В соответствии с контрактом между ГДР и Японской компанией, 5 сочлененных автобусов также являлись частью закупки. Таким образом, Японская IPS и приобрела 5 автобусов Икарус 280.02 для развозки персонала и собственных нужд своего завода в ГДР по цене 69 850 долларов за единицу. Внешне Икарусы для Toyo Engineering были точно такими же, как все Икарусы 280 для ГДР (имеется в виду расцветка, характерная для Икарусов того времени, экспортируемых в ГДР).

Сохранившийся Икарус-280.02 в Германском окрасе

Один из сохранившихся Икарусов-280 в традиционной раскраске для ГДР. Автор фото - Aktron / Wikimedia Commons

Тем не менее, Икарус формально не нарушил никаких международных и иных требований, указывая Японию в числе стран-закачиков, поскольку 5 автобусов действительно заказала Японская Toyo Engineering, входившая в состав International Procurement and Service Corp. S.A., которая, в свою очередь, являлась дочерней компанией группы Mitsui.

Изначально это были просто статистические данные, которые, уже в совсем другой период времени Икарус использовал в качестве маркетингового хода. Точно также поступала и поступает до сих пор любая крупная компания, а мы, IkarusbusClub, открыли для вас ещё одну страничку из яркой истории Икаруса.

При использзовании материалов страницы, полном или частичном воспроизведении любыми способами, ссылка на Ikarusbusclub.Ru обязательна!



Также почитайте

...
#Икарус
Появление Икарусов семейства 200

Параллельно с развитием новой серии начался пересмотр долгосрочных целей предприятия. Как результат изучения рынка и спроса потребителей, было принято решение подготовить производство новых автобусов для всех вариантов эксплуатации. Исследование экономических аспектов, зарубежных и внутренних потребностей рынка позволило прийти к решению....

...
#Икарус
Икарус: цена безопасности

Усилия инженеров в середине 1980-х годов получили наивысшие признание ответственности и профессионализма от Организации Объединенных Наций. Классические тяжеловесные автобусы шестидесятых годов в начале семидесятых стали заменяться 200-й серией Икарусов. Большая поверхность остекления и тонкие перегородки окон послужили поводом к беспокойству....

...
#Икарус
Икарус - 290

Серия 200 стала одним из самых популярных и коммерчески успешных семейств автобусов Икарус. Популярные некогда гармошки Икарус 280 и их сольные версии, междугородные Икарус 256 и люксы Икарус 250 составляли основу Советского автобусного подвижного состава. Однако среди модификаций двухсотой серии встречались и крайне редкие модели, как, например, Икарус 290.