Икарус-252

22.08.2019

Ещё в самом начале истории Икарусов семейства 200 было понятно, что Икарус создал не просто новую модель автобуса, а новую технологию, новую философию производства автобусов иного, чем ранее, типа, элементы которых, словно конструктор, позволяли выпускать модели, различные по размерам и назначению, практически на одном конвейере. В статье о появлении семейства 200 мы уже писал о пионере этой серии – Икарусе-250, который надолго стал флагманом Венгерской марки.

Уже на тот далёкий момент времени стало известно, что помимо 12-метрового Икаруса-250 для серийного производства предполагалась укороченная 11-метровая модель, и отдельно – 10 метровая версия.

Оба варианта изначально рассматривались, исключительно как короткие версии модели 250 без каких-либо глобальных изменений.

Однако, по мере развития проектов, обе версии превратились не просто в «версии», но в самостоятельные модели, на основе которых позже Икарус выпустил сотни тысяч серийных автобусов.

В широких кругах принято считать, что Икарус изначально производил модели 250, затем «рессорник» 255, и позже – модель 256, более сложную и прогрессивную, по сравнению с 255-ой. На самом деле всё было несколько иначе, а производство указанных моделей не представляло собой линейную концепцию времени. Все модели могли выпускаться в одно и то же время, и не были предшественниками/последователями друг друга.

Прототипом будущего семейства 11-метровых туристических Икарусов с пневматической подвеской колёс и условно «люксовым» оснащением салона стал Икарус-252. Модель была построена к 1969 году в двух(?), отличавшихся между собой версиях.

Одна из версий представляла собой укороченный Икарус-250 с передней и задней дверью, с принудительной вентиляцией, мягкими высокими креслами со встроенными динамиками, и радиатором спереди, как у «исходника».

Если бы не количество окон и багажных отделений, то можно вообще не заметить отличий от Икаруса-250.

Именно этот автобус изображён в рекламных статьях Икаруса как на Польском,

так и на Немецком языках.

Как и на "большом" прототипе, люки в крыше отсутствуют.

Другой экземпляр Икаруса-252 отличался отсутствием задней двери, иным расположением радиатора и изменённой системой вентиляции (позже применённой на модели 250.58)

Во многих форумах и тематических группах об Икарусе-252 без какого-либо подтверждения упоминается, как об опытном или переходном экземпляре. На самом деле именно модель 252 предполагалась, как серийная короткая версия туристического флагмана, о чём утверждалось в рекламных буклетах экспортной компании Mogurt.

Тем не менее, модель 252 так никогда и не стала серийной, воплотившись в своей поздней реинкарнации – модели 256. Ранние образцы Икаруса-256 и Икарус-252 выглядят очень даже похожими.

Обратите внимание, что выпускавшаяся с 1970 года модель 255 не являлась логическим продолжением ни одной из моделей 200-й серии! Икарус-255 был версией ранних моделей с внешним оформлением 200-й серии, не будучи ни переходной моделью, ни ранним рессорным прототипом 256-го Икаруса, как принято считать.

Изначально Икарус предполагал к производству (именно предполагал, а не предлагал, здесь нет опечатки) туристические версии 250 и 252, городской 242 и сочленённый 280, который позже должна была заменить сочленённая версия 242-й модели, частично воплощённая в модели 284.

В статье про Икарус-242 мы лишь рассказывали о самой модели, намеренно не затрону причины, по которым эта прогрессивная для того времени разработка так и не стала серийной, уступив место более простому Икарусу-260. Именно эти причины не позволили и модели 252 стать серийной, опередив своё время на целых шесть лет. Причины эти просты: законы спроса и предложения. Как вы знаете, основным рынком распространения Икарусов на начало 1970-х годов были СССР и страны Восточной Европы, но, в первую очередь – СССР, который действительно мог себе позволить 12-метровый люкс Икарус-250, но которому на тот момент не нужна была сложная, дорогостоящая укороченная модель.

Равно как и для городских перевозок куда больше подходил более дешевый и простой Икарус-260 в самой бюджетной версии, чем сложная модель 242 с его прототипом ABS и автоматическими коробками. Модель 255, как уже говорилось, стала достойным ответом Икаруса потребностям стран с плохими дорогами и не очень развитой культурой обслуживания транспортных средств, не являясь ни эволюцией 252-й модели, ни ранней версией 256-й.

Прогрессивным разработкам Икаруса места на восточно-европейском рынке так и не нашлось, тем не менее, к середине 1970-х годов Икарус предложил рынку новую туристическую модель Икарус-256, ставшую одной из самых массовых моделей Икаруса, в невероятных количествах распространившуюся по многим странам мира в различных модификациях, и являясь, по сути, дальнейшим развитием модели 252.


Автор будет признателен за любые дополнения к данному материалу. Материал не является научной работой. О любых неточностях и фактических ошибках пишите автору в личку.

При любом полном или частичном воспроизведении собственных фото материалов, ссылка на IkarusBusclub.ru обязательна.