Икарус против пожаров. Эксперименты 1960-х

06.12.2019

На протяжении долгих лет своей истории Икарус выпускал множество различных модификаций автобусов, от библиотек и кафе на колёсах, до стоматологических кабинетов и передвижных медпунктов. Тем не менее, практически в каждой из таких модификаций угадывалось знакомое лицо Икаруса, которое невозможно было перепутать ни с чем, в каждой, но только не в этом!

Пожарный Икарус

Икарус-526, настоящий полноценный пожарный автомобиль, был создан в ту эпоху, когда Ласло Финта ещё не стал создателем легендарной двухсотой серии, когда на заводе продолжался активный поиск новых концепций и технических решений.

Однако сама родина Икарусов испытывала транспортные потребности не только в новых и современных автобусах, но и в автомобилях общественных служб, в частности, в новом для того времени пожарном автомобиле среднего размера, способного перевозить оборудование и команду спасателей, лёгко и не дорогого в производстве.

Необычный Икарус-526

Венгерская концепция унификации производства на тот момент была стандартной для большинства стран Восточного блока: наиболее удачная модель развивалась в самых различных направлениях, покрывая нужды народного хозяйства. В СССР такими удачными разработками стали ГАЗ-51, ГАЗ-53, ЗиЛ-130, воплотившиеся в самых различных вариантах, от бортовых грузовиков, до автомобилей специального назначения. В Венгрии такой моделью стал Csepel D-346, выпускавшиеся с конца 1950-х по 1975 год.

Редкое фото пожарного Икаруса

Этот грузовик долгое время оставался невероятно востребованным не только в Венгрии, но и во многих странах Восточной, и некоторых странах Западной Европы. Тем не менее, собственные производственные мощности Csepel были перегружены, а Cepel-версия пожарного автомобиля (D-420 D-350) стала архаичной даже по меркам того времени.

Венгерская пожарная машина

Решение о создании новой пожарной машины на основе старого шасси с использованием инженерных и производственных ресурсов Икаруса было принято в 1963 году. Буквально через полгода Ласло Финта предложил готовый концепт, а спустя ещё несколько месяцев Икарус начал сборку пожарной модели 526 на грузовом шасси Csepel D-346.

Несмотря на капотную компоновку и исключительно «грузовой» вид, в Икарусе-526 при желании всё же можно найти элементы выпускавшихся тогда автобусов: двери, фары, лобовые стекла, панель приборов, руль и т.д.

Икарус с брандзбойдом

Оригинальным и достаточно смелым решением стало применение алюминиевых элементов кузова и стекловолокнистой смолы (утверждение, что кузов Икарус-526 выполнен из стекло-пластика неверно!) в совокупности с автобусными дверями и, опять же, алюминиевыми жалюзями технических отсеков, из-за которых Икарус-526 получил в среде пожарных прозвище «Хлебовоз».

Пожарная машина на основе Икаруса из Венгрии

Облегченный кузов, небольшие размеры транспортного средства, и, как следствие уменьшенная снаряженная масса позволили разгонять пожарный Икарус до 100 км/ч, сохраняя при этом абсолютно без изменений старую платформу Csepel.
В движение машину приводил 95-сильный четырёхцилиндровый двигатель Csepel-414, расходуя около 12 литров топлива на 100 км.

Внутри автомобиль был выдержан в весьма аскетичном стиле: панель приборов поместили в центре, не за рулём, как было принято уже на тот момент. Слева от рулевого колеса находились органы управления воздушной сиреной и насосом для забора воды. Отсек команды закрывался с двух сторон широкими складывающими дверьми автобусного типа, управлявшимися вручную.
На практике, эти двери часто приходилось чем-нибудь скреплять, чтобы избежать их непроизвольного открытия на ходу.

Экспериментальный Икарус

Автобус превратился в пожарную машину

Отсеки позади раздвижных дверей предназначались для хранения инвентаря и пожарного оборудования.
Помимо собственного двухтонного резервуара с водой, Икарус-526 мог качать воду из абсолютного любого источника. Его водяные насосы MAVAG стали, пожалуй, главной опцией автомобиля. Особенность насоса заключается в том, что он был оснащен вентиляционным отверстием подачи выхлопных газов для усиления давления, то есть выхлопная система была подключена к насосу, а отработавший газ из двигателя также вытягивал воздух, оставшийся в насосе.

ikarus as a fire engine

Экипаж Икаруса-526 формировался из одного водителя и девяти пожарных, размещавшиеся на примитивных деревянных сидениях-ящиках в отсеке команды за ширмовыми дверями.

Ikarus bus turns into fire car

Количество созданных экземпляров Икаруса-526 варьируется от 25 до 125 штук. На сегодняшний день сохранилось два Икаруса-526, один из которых находится в полностью работоспособном состоянии.

ИIkarus

Ikarus-526

Csepel Ikarus

Special Ikarus 526 as a firefighter


Автор будет признателен за любые дополнения к данному материалу. Материал не является научной работой. О любых неточностях и фактических ошибках пишите автору в личку.